Порядок приема
Еще с июня 1906 года в петербургских газетах появилось объявление об учреждении Курсов пожарных техников для приготовления на должности брандмейстеров. На курсы принимались лица не моложе 18 лет, вполне здоровые и без физических недостатков. Прием на курсы проводился по конкурсу аттестатов не ниже 4-х классного городского училища.
Для тех, у кого в аттестате не было необходимых дисциплин, устраивали проверочные экзамены по алгебре, геометрии и физике в мае, августе и сентябре. Предпочтение отдавалось окончившим среднетехническое и общеобразовательное учебное заведение, также предлагался конкурс аттестатов.
Плата за обучение для приходящих была 100 рублей, для живущих на полном пансионе 300 рублей в год (помещение, стол, обмундирование, учебные принадлежности). При курсах имелись городские стипендии. Прошения необходимо было посылать на имя Попечительного Совета курсов вместе с документами:
- аттестат среднего учебного заведения;
- свидетельство врача о состоянии здоровья и освидетельствование врача на Курсах при поступлении;
- свидетельство о приписке к призывному участку или военный билет;
- вид на жительство.
При поступлении на курсы пожарных техников слушатели давали подписку со следующими обязательствами: «Помнить, что избранная деятельность имеет высокое значение оказывать помощь и защиту при общественных бедствиях всем людям без различия религий, убеждения и состояния. Не принадлежать ни к каким партиям, сообществам, союзам, организациям, преследующим какие бы то ни было политические цели. Обо всех своих жалобах и просьбах заявлять лично за себя – словесно или письменно своему непосредственному начальнику – помощнику заведующего курсами. Беспрекословно исполнять приказания заведующего курсами и его помощника».
Городские и земские учреждения посылали своих сотрудников обучаться на курсы за свои стипендии - содержали студентов. В уважительных случаях самые достойные учились за счет Попечительского Совета Курсов, Получая стипендии, учреждавшиеся Санкт-Петербургской Городской Думой.
Организация учебного процесса
Здание, в котором разместились Курсы, строилось для Лиговской пожарной команды, и было уже почти возведено, когда было принято решение разместить там Курсы пожарных техников, для чего сделали надстройки – там, кроме общежития, учебных аудиторий, мастерских, было все необходимое для несения службы дежурными подразделениями с выездом на пожары.
В первом и втором этаже здания размещалась «образцовая пожарная команда».
Курсы пожарных техников занимали третий этаж и состояли из актового зала (он же библиотека и музей), двух классов (один с водопроводом и газом для проведения физических и химических опытов), химической лаборатории, учительской комнаты, столовой, спальни и ванной для курсистов.
Обучение на курсах было двухгодичным с сентября по май и более 40 процентов времени слушатели затрачивали на выполнение практических работ, была практика и в летнее время.
Предлагалась схема учебных программ:
- Пожарная механика.
- Введение в пожарную механику.
- Проекционное и строительное черчение.
- Архитектура и строительное искусство.
- Электротехника.
- Учение о пожаре.
- Математика.
- Технология (инструменты и принадлежности для обработки материалов, слесарное, кузнечное и столярное дело).
- Пожарная тактика.
- Иппология (анатомия лошади, уход, корм, ковка, оценка, выбор лошадей, болезни и др.).
- Подача первой помощи.
- Страховое дело.
- Материалы пожарного дела.
С 1908 года произошло расширение и изменение учебных программ. Осенью прием на первый курс «обставлен был проверочными испытаниями», поскольку практика первых двух учебных лет показала, что часто «предъявляемые свидетельства о предварительной образовательной подготовке, хотя и дают право на беспроверочный прием, но не всегда являются гарантией успешного прохождения курсов».
В 1908–1909 учебных годах занятия на курсах велись по следующему учебному плану:
№ п/п | Название предмета | Количество часов в неделю |
---|
1 курс | 2 курс |
---|
1 | Строевое учение и гимнастика | 6 | 6 |
2 | Практические занятия по пожарному делу | 12 | 12 |
3 | Работа в мастерских | 12 | 12 |
4 | Архитектура и строительное искусство | 2 | 2 |
5 | Устройство пожарных машин и приборов | - | 4 |
6 | Введение в механику | 3 | - |
7 | Практические занятия по пожарной механике | - | 4 |
8 | Электротехника | 2 | 2 |
9 | Математика | 3 | - |
10 | Химические основы тушения пожара | 2 | 2 |
11 | Практические занятия по химии | 2 | - |
12 | Иппология (учение о лошади) | 1 | 1 |
13 | Подача первой медицинской помощи | 2 | - |
14 | Классные занятия по литературе пожарного дела | 2 | 1 |
15 | Страховое дело | - | 2 |
16 | Техническое черчение | 3 | 4 |
Преподаванию придавался характер по возможности практический. Теории уделялось лишь столько времени, сколько это было необходимо для понимания технической стороны. Теоретические сведения закреплялись на практике в мастерских путем выполнения работ по кузнечному, слесарному и столярному делу. Здесь по чертежам слушателей изготавливались предметы, которые имели практическое применение в пожарном деле. Кроме инструментов и приборов, сюда входило изготовление повозок пожарного обоза, ручных насосов и других предметов.
Для того времени эта учебная база в некоторой степени удовлетворяла задачам подготовки квалифицированных пожарных техников, но была крайне ограниченной, так как позволяла дать необходимую практическую подготовку только 20 слушателям.
Начиная с 1908 и вплоть до 1917 года, педагогическим советом поднимался вопрос о необходимости реорганизации курсов, так как постепенно становилось понятным, что задачи этого учебного заведения были намечены правильно, но краткосрочность курса обучения и неполнота учебных программ не позволяла их выполнить.
При отделе страхования и противопожарных мер Министерства внутренних дел даже была образована специальная комиссия для выработки законопроекта о создании правительственного пожарно-технического учебного заведения по типу училища, используя уже имеющийся опыт курсов пожарных техников.
В 1907 году было возбуждено ходатайство о предоставлении курсам прав учебных заведений 2 разряда.
В 1910 году учебный материал стал более практическим, в связи с передачей некоторых предметов со 2 курса на первый, на 2 курсе времени стало больше для практики. Появляются новые предметы.
По окончании Курсов студенты получали звание «пожарный техник» с выдачей им свидетельства. В 1911 году было возбуждено ходатайство о предоставлении окончившим прав средних учебных заведений.
В 1914 году программа обучения на курсах пополнилась курсом сельского огнестойкого строительства. Кроме теоретического курса по этому предмету в летнее время проводились практические занятия.
К 1916 году Курсы располагали учебной пожарной командой, учебно-производственными мастерскими, лабораториями химии и электротехники, кабинетами пожарных машин и приборов, пожарной тактики, а также кабинетами архитектуры и строительного искусства.
К 1917 году учебные предметы на курсах распределялись следующим образом:
№ п/п | Название предмета | Количество часов |
---|
1 | Строевое учение и гимнастика | 6 |
2 | Упражнения на пожарных приборах | 6 |
3 | Устройство пожарных машин и приборов | 3 |
4 | Теория горения (химия) | 3 |
5 | Электротехника | 3 |
6 | Строительное искусство | 3 |
7 | Физика | 4 |
8 | Математика | 3 |
9 | Практические занятия по химии | 3 |
10 | Практическое обучение по оказанию первой медицинской помощи | 2 |
11 | Иппология | 2 |
12 | Черчение | 4 |
Все занятия на Курсах начинались с 8 утра и заканчивались в 5 вечера. Вечерние часы посвящались чертежным работам и подготовке к лекциям. В теплое время года курсисты тренировались во дворе в сельском огнестойком строительстве.
Об изменениях с 1907 по 1917 гг. в распределении учебных дисциплин по часам занятий свидетельствует следующая таблица:
№ п/п | Название предмета | Количество часов в неделю |
---|
1907 г. | 1913 г. | 1917 г. |
---|
1 курс | 2 курс | 1 курс | 2 курс | 1 курс | 2 курс |
---|
1 | Строевое учение и гимнастика | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 | 3 |
2 | Практические занятия по пожарному делу | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 7 |
3 | Работа в мастерских | 12 | 12 | 12 | 12 | 7 | 10 |
4 | Архитектура и строительное искусство | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | Устройство пожарных машин и приборов (пожарная механика) | - | 4 | - | 4 | - | 4 |
6 | Введение в механику | 2 | - | 3 | - | 3 | - |
7 | Практические занятия по пожарной механике | - | 1 | - | - | - | - |
8 | Электротехника | - | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | Математика | 3 | - | 3 | - | 3 | - |
10 | Химические основы тушения пожара | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
11 | Практические занятия по химии | 2 | 2 | 2 | - | 2 | - |
12 | Иппология (учение о лошади) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
13 | Подача первой медицинской помощи | 2 | - | 2 | - | 2 | - |
14 | Классные занятия по литературе пожарного дела | 2 | - | 2 | - | 2 | - |
15 | Страховое дело | - | 1 | - | 3 | - | 3 |
16 | Техническое черчение | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
17 | Архитектурное черчение | - | 1 | - | 2 | 2 | 2 |
18 | Сельское огнестойкое строительство(теория и практика) | - | - | - | 2 | - | 2 |
19 | Технология | - | - | - | - | - | 2 |
20 | Пожарное законоведение | - | - | - | 1 | 1 | 1 |
21 | Беседы по пожарным вопросам | - | - | - | 1 | - | 1 |
| Всего дисциплин: | 12 | 14 | 13 | 15 | 15 | 17 |
| Всего часов: | 51 | 53 | 50 | 54 | 47 | 49 |
Практические занятия
Практические занятия на Курсах осуществлялись:
- в Образцовой пожарной команде (ОПК);
- в мастерской Курсов;
- в Комиссии СПБ городского управления по проверке строительного устава;
- осмотр фабрик, заводов, театров, электростанций и др. (профилактика) с подготовкой отчета о результатах.
Практические занятия в Образцовой пожарной команде состояли из:
- дежурств в боевом расчете (ежедневно по графику)
- дежурств по уборке конюшни и уход за лошадьми
- осмотра и проверки работы водопроводных пожарных кранов и электрической пожарной сигнализации в районе выезда
- дежурств в телефонной комнате по приему вызовов и обслуживанию сигнализации и телефона.
Стажировка по месту проживания (с согласия начальника местной пожарной охраны или председателя добровольного пожарного общества):
- по итогам – отчет о стажировке по разработанному на Курсах плану с графиками, перечнем средств и сил, количеством пожаров и суммой ущерба;
- отзыв должностного лица о работе слушателя-стажера.
О насыщенности практических занятий свидетельствует перечень экзаменационных вопросов: изучение повозок обоза, сматывание спасательных веревок в узлы, упражнения на лестницах, дымовые маски и респираторы, приемы спасения и самоспасения, уход за лошадьми, ковка, закладка, сбруя, учение с обозом в трубной, управление лошадьми, верховая езда, сигналы, пожарный расчет, занятия с деревенским обозом и ручной трубой, стендер и гидранты, работа с паровой трубой в роли машиниста и кучера, решение тактических задач в роли брандмейстеров и их помощников, командование строем, гимнастические упражнения, починка рукавов, обслуживание электрической сигнализации и др.
Подготовка при выпуске оценивалась строгой комиссией. На первые выпускные экзамены пригласили представителей городского управления, МВД, членов Императорского Российского пожарного общества, всех брандмейстеров петербургской пожарной команды во главе с брандмайором А.В. Литвиновым. О качестве работы Курсов свидетельствует тот факт, что ряд преподавателей и выпускников курсов стали основоположниками новых технических и научных направлений.
После окончания выпускных и переводных экзаменов, выполнения практических работ по огнестойкому строительству слушатели курсов «для возможно более широкого и полного ознакомления с существующим разнообразием условий пожарной охраны и приобретения новых практических сведений» командировались на несколько недель в пожарные части столицы, а по возвращении оттуда направлялись в провинциальные пожарные команды, добровольные пожарные организации и губернские земские управы в качестве инструкторов. Слушателям-практикантам открывались широкие возможности «знакомиться со многими пожарными организациями губерний, оказывать им посильную помощь по приведению в порядок их пожарного снаряжения, обучению приемам огнетушения и осуществления предупредительных противопожарных мер».
В целях полной и разносторонней подготовки к противопожарной деятельности курсисты под руководством администрации Курсов привлекались к осмотру общественных зданий и учреждений в пожарном отношении, по итогам которых каждый должен был представить письменный отчет.
Курсисты посещали:
- различные общественные здания, театры, заводы (лесопильный, кожевенный, газовый, пивной, ликероводочный, фарфоровый, по изготовлению пожарных машин и приборов), фабрики (фонарей, резиновых и ниточных изделий, писчебумажную, канатную, мебельную, табачную), главную станцию городских телефонов.
- выставки (водопроводную, международную автомобильную, промышленную, современных приборов освещения и нагревания);
- музеи (художественный, зоологический Академии наук, общества спасения на водах, охранения народного здравия).
Курсистам также сообщались сведения о текущих новостях и усовершенствованиях в пожарном деле:
- читались статьи из газет и журналов, касающиеся постановки и развития противопожарной охраны в России и за границей, с описанием больших пожаров и их характерных особенностей;
- предлагались для просмотра фотографии и каталоги с заграничными пожарными обозами, их оборудованием и спасательными средствами.
Также курсисты присутствовали на заслушивании различных докладов по вопросам пожарного дела.
В 1909-1910 гг. часть преподавателей и курсистов, примерных в учебе и дисциплине, были направлены в командировку в Нижний Новгород с целью «ознакомления опыта и достижений местной школы огнестойкого строительства». После этого в 1913-1914 учебном году на Курсах была введена дисциплина (курс) сельского огнестойкого строительства.