Logo ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ
СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ Е.Н. ЗИНИЧЕВА»
ФГБОУ ВО СПБ УГПС МЧС России
Logo

Учебная деятельность Курсов

Порядок приема

Еще с июня 1906 года в петербургских газетах появилось объявление об учреждении Курсов пожарных техников для приготовления на должности брандмейстеров. На курсы принимались лица не моложе 18 лет, вполне здоровые и без физических недостатков. Прием на курсы проводился по конкурсу аттестатов не ниже 4-х классного городского училища.

Для тех, у кого в аттестате не было необходимых дисциплин, устраивали проверочные экзамены по алгебре, геометрии и физике в мае, августе и сентябре. Предпочтение отдавалось окончившим среднетехническое и общеобразовательное учебное заведение, также предлагался конкурс аттестатов.

Плата за обучение для приходящих была 100 рублей, для живущих на полном пансионе 300 рублей в год (помещение, стол, обмундирование, учебные принадлежности). При курсах имелись городские стипендии. Прошения необходимо было посылать на имя Попечительного Совета курсов вместе с документами:

  • аттестат среднего учебного заведения;
  • свидетельство врача о состоянии здоровья и освидетельствование врача на Курсах при поступлении;
  • свидетельство о приписке к призывному участку или военный билет;
  • вид на жительство.

При поступлении на курсы пожарных техников слушатели давали подписку со следующими обязательствами: «Помнить, что избранная деятельность имеет высокое значение оказывать помощь и защиту при общественных бедствиях всем людям без различия религий, убеждения и состояния. Не принадлежать ни к каким партиям, сообществам, союзам, организациям, преследующим какие бы то ни было политические цели. Обо всех своих жалобах и просьбах заявлять лично за себя – словесно или письменно своему непосредственному начальнику – помощнику заведующего курсами. Беспрекословно исполнять приказания заведующего курсами и его помощника».

Городские и земские учреждения посылали своих сотрудников обучаться на курсы за свои стипендии - содержали студентов. В уважительных случаях самые достойные учились за счет Попечительского Совета Курсов, Получая стипендии, учреждавшиеся Санкт-Петербургской Городской Думой.

Организация учебного процесса


Здание, в котором разместились Курсы, строилось для Лиговской пожарной команды, и было уже почти возведено, когда было принято решение разместить там Курсы пожарных техников, для чего сделали надстройки – там, кроме общежития, учебных аудиторий, мастерских, было все необходимое для несения службы дежурными подразделениями с выездом на пожары.

В первом и втором этаже здания размещалась «образцовая пожарная команда».

Курсы пожарных техников занимали третий этаж и состояли из актового зала (он же библиотека и музей), двух классов (один с водопроводом и газом для проведения физических и химических опытов), химической лаборатории, учительской комнаты, столовой, спальни и ванной для курсистов.

Обучение на курсах было двухгодичным с сентября по май и более 40 процентов времени слушатели затрачивали на выполнение практических работ, была практика и в летнее время.

Предлагалась схема учебных программ:

  1. Пожарная механика.
  2. Введение в пожарную механику.
  3. Проекционное и строительное черчение.
  4. Архитектура и строительное искусство.
  5. Электротехника.
  6. Учение о пожаре.
  7. Математика.
  8. Технология (инструменты и принадлежности для обработки материалов, слесарное, кузнечное и столярное дело).
  9. Пожарная тактика.
  10. Иппология (анатомия лошади, уход, корм, ковка, оценка, выбор лошадей, болезни и др.).
  11. Подача первой помощи.
  12. Страховое дело.
  13. Материалы пожарного дела.

С 1908 года произошло расширение и изменение учебных программ. Осенью прием на первый курс «обставлен был проверочными испытаниями», поскольку практика первых двух учебных лет показала, что часто «предъявляемые свидетельства о предварительной образовательной подготовке, хотя и дают право на беспроверочный прием, но не всегда являются гарантией успешного прохождения курсов».

В 1908–1909 учебных годах занятия на курсах велись по следующему учебному плану:

№ п/пНазвание предметаКоличество часов в неделю
1 курс2 курс
1Строевое учение и гимнастика66
2Практические занятия по пожарному делу1212
3Работа в мастерских1212
4Архитектура и строительное искусство22
5Устройство пожарных машин и приборов-4
6Введение в механику3-
7Практические занятия по пожарной механике-4
8Электротехника22
9Математика3-
10Химические основы тушения пожара22
11Практические занятия по химии2-
12Иппология (учение о лошади)11
13Подача первой медицинской помощи2-
14Классные занятия по литературе пожарного дела21
15Страховое дело-2
16Техническое черчение34

Преподаванию придавался характер по возможности практический. Теории уделялось лишь столько времени, сколько это было необходимо для понимания технической стороны. Теоретические сведения закреплялись на практике в мастерских путем выполнения работ по кузнечному, слесарному и столярному делу. Здесь по чертежам слушателей изготавливались предметы, которые имели практическое применение в пожарном деле. Кроме инструментов и приборов, сюда входило изготовление повозок пожарного обоза, ручных насосов и других предметов.

Для того времени эта учебная база в некоторой степени удовлетворяла задачам подготовки квалифицированных пожарных техников, но была крайне ограниченной, так как позволяла дать необходимую практическую подготовку только 20 слушателям.

Начиная с 1908 и вплоть до 1917 года, педагогическим советом поднимался вопрос о необходимости реорганизации курсов, так как постепенно становилось понятным, что задачи этого учебного заведения были намечены правильно, но краткосрочность курса обучения и неполнота учебных программ не позволяла их выполнить.

При отделе страхования и противопожарных мер Министерства внутренних дел даже была образована специальная комиссия для выработки законопроекта о создании правительственного пожарно-технического учебного заведения по типу училища, используя уже имеющийся опыт курсов пожарных техников.

В 1907 году было возбуждено ходатайство о предоставлении курсам прав учебных заведений 2 разряда.

В 1910 году учебный материал стал более практическим, в связи с передачей некоторых предметов со 2 курса на первый, на 2 курсе времени стало больше для практики. Появляются новые предметы.


По окончании Курсов студенты получали звание «пожарный техник» с выдачей им свидетельства. В 1911 году было возбуждено ходатайство о предоставлении окончившим прав средних учебных заведений.

В 1914 году программа обучения на курсах пополнилась курсом сельского огнестойкого строительства. Кроме теоретического курса по этому предмету в летнее время проводились практические занятия.

К 1916 году Курсы располагали учебной пожарной командой, учебно-производственными мастерскими, лабораториями химии и электротехники, кабинетами пожарных машин и приборов, пожарной тактики, а также кабинетами архитектуры и строительного искусства.

К 1917 году учебные предметы на курсах распределялись следующим образом:

№ п/пНазвание предметаКоличество часов
1Строевое учение и гимнастика6
2Упражнения на пожарных приборах6
3Устройство пожарных машин и приборов3
4Теория горения (химия)3
5Электротехника3
6Строительное искусство3
7Физика4
8Математика3
9Практические занятия по химии3
10Практическое обучение по оказанию первой медицинской помощи2
11Иппология2
12Черчение4

Все занятия на Курсах начинались с 8 утра и заканчивались в 5 вечера. Вечерние часы посвящались чертежным работам и подготовке к лекциям. В теплое время года курсисты тренировались во дворе в сельском огнестойком строительстве.

Об изменениях с 1907 по 1917 гг. в распределении учебных дисциплин по часам занятий свидетельствует следующая таблица:

№ п/пНазвание предметаКоличество часов в неделю
1907 г.1913 г.1917 г.
1 курс2 курс1 курс2 курс1 курс2 курс
1Строевое учение и гимнастика664433
2Практические занятия по пожарному делу12121212127
3Работа в мастерских12121212710
4Архитектура и строительное искусство322222
5Устройство пожарных машин и приборов (пожарная механика)-4-4-4
6Введение в механику2-3-3-
7Практические занятия по пожарной механике-1----
8Электротехника-42222
9Математика3-3-3-
10Химические основы тушения пожара222222
11Практические занятия по химии222-2-
12Иппология (учение о лошади)111111
13Подача первой медицинской помощи2-2-2-
14Классные занятия по литературе пожарного дела2-2-2-
15Страховое дело-1-3-3
16Техническое черчение443434
17Архитектурное черчение-1-222
18Сельское огнестойкое строительство(теория и практика)---2-2
19Технология-----2
20Пожарное законоведение---111
21Беседы по пожарным вопросам---1-1

Всего дисциплин:121413151517

Всего часов:515350544749

Практические занятия

Практические занятия на Курсах осуществлялись:

  • в Образцовой пожарной команде (ОПК);
  • в мастерской Курсов;
  • в Комиссии СПБ городского управления по проверке строительного устава;
  • осмотр фабрик, заводов, театров, электростанций и др. (профилактика) с подготовкой отчета о результатах.

Практические занятия в Образцовой пожарной команде состояли из:

  • дежурств в боевом расчете (ежедневно по графику)
  • дежурств по уборке конюшни и уход за лошадьми
  • осмотра и проверки работы водопроводных пожарных кранов и электрической пожарной сигнализации в районе выезда
  • дежурств в телефонной комнате по приему вызовов и обслуживанию сигнализации и телефона.

Стажировка по месту проживания (с согласия начальника местной пожарной охраны или председателя добровольного пожарного общества):

  • по итогам – отчет о стажировке по разработанному на Курсах плану с графиками, перечнем средств и сил, количеством пожаров и суммой ущерба;
  • отзыв должностного лица о работе слушателя-стажера.

О насыщенности практических занятий свидетельствует перечень экзаменационных вопросов: изучение повозок обоза, сматывание спасательных веревок в узлы, упражнения на лестницах, дымовые маски и респираторы, приемы спасения и самоспасения, уход за лошадьми, ковка, закладка, сбруя, учение с обозом в трубной, управление лошадьми, верховая езда, сигналы, пожарный расчет, занятия с деревенским обозом и ручной трубой, стендер и гидранты, работа с паровой трубой в роли машиниста и кучера, решение тактических задач в роли брандмейстеров и их помощников, командование строем, гимнастические упражнения, починка рукавов, обслуживание электрической сигнализации и др.

Подготовка при выпуске оценивалась строгой комиссией. На первые выпускные экзамены пригласили представителей городского управления, МВД, членов Императорского Российского пожарного общества, всех брандмейстеров петербургской пожарной команды во главе с брандмайором А.В. Литвиновым. О качестве работы Курсов свидетельствует тот факт, что ряд преподавателей и выпускников курсов стали основоположниками новых технических и научных направлений.


После окончания выпускных и переводных экзаменов, выполнения практических работ по огнестойкому строительству слушатели курсов «для возможно более широкого и полного ознакомления с существующим разнообразием условий пожарной охраны и приобретения новых практических сведений» командировались на несколько недель в пожарные части столицы, а по возвращении оттуда направлялись в провинциальные пожарные команды, добровольные пожарные организации и губернские земские управы в качестве инструкторов. Слушателям-практикантам открывались широкие возможности «знакомиться со многими пожарными организациями губерний, оказывать им посильную помощь по приведению в порядок их пожарного снаряжения, обучению приемам огнетушения и осуществления предупредительных противопожарных мер».

В целях полной и разносторонней подготовки к противопожарной деятельности курсисты под руководством администрации Курсов привлекались к осмотру общественных зданий и учреждений в пожарном отношении, по итогам которых каждый должен был представить письменный отчет.

Курсисты посещали:

  • различные общественные здания, театры, заводы (лесопильный, кожевенный, газовый, пивной, ликероводочный, фарфоровый, по изготовлению пожарных машин и приборов), фабрики (фонарей, резиновых и ниточных изделий, писчебумажную, канатную, мебельную, табачную), главную станцию городских телефонов.
  • выставки (водопроводную, международную автомобильную, промышленную, современных приборов освещения и нагревания);
  • музеи (художественный, зоологический Академии наук, общества спасения на водах, охранения народного здравия).

Курсистам также сообщались сведения о текущих новостях и усовершенствованиях в пожарном деле:

  • читались статьи из газет и журналов, касающиеся постановки и развития противопожарной охраны в России и за границей, с описанием больших пожаров и их характерных особенностей;
  • предлагались для просмотра фотографии и каталоги с заграничными пожарными обозами, их оборудованием и спасательными средствами.

Также курсисты присутствовали на заслушивании различных докладов по вопросам пожарного дела.

В 1909-1910 гг. часть преподавателей и курсистов, примерных в учебе и дисциплине, были направлены в командировку в Нижний Новгород с целью «ознакомления опыта и достижений местной школы огнестойкого строительства». После этого в 1913-1914 учебном году на Курсах была введена дисциплина (курс) сельского огнестойкого строительства.