Logo ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГБОУ ВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ СПБ УГПС МЧС России
Logo

Безопасность на транспорте

Реализация Санкт-Петербургским университетом ГПС МЧС России мероприятий по комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте в 2013 году

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Безопасность на транспорте Безопасность на транспорте

Целью работы является совершенствование системы подготовки, обучения и аттестация специалистов РСЧС в области эксплуатации системы защиты от угроз техногенного и природного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

В рамках работы решены следующие задачи:

  • Разработан учебно-методический комплекс для проведения занятий по обучению и повышению квалификации специалистов РСЧС в области эксплуатации системы защиты от угроз техногенного и природного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
  • Разработан проект типового автоматизированного центра обучения специалистов РСЧС в области эксплуатации системы защиты от угроз техногенного и природного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
  • Создан типовой автоматизированный центр обучения специалистов РСЧС в области эксплуатации систем защиты от угроз техногенного и природного характера, информирования и оповещения населения на транспорте на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
  • Оснащены девять учебных центров главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации автоматизированными центрами обучения специалистов РСЧС в области эксплуатации системы защиты от угроз техногенного и природного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
Безопасность на транспорте Безопасность на транспорте

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Безопасность на транспорте
Безопасность на транспорте

С развитием науки и технологий спасения возникает необходимость в разработке соответствующих методов обучения, внедрения новых эффективных форм подготовки высококвалифицированных специалистов в области защиты населения и территорий, способных эффективно применять современные информационные технологии для выработки и принятия решения.

Наиболее перспективным направлением создания и оснащения учебных аудиторий является создание учебно-тренажерных комплексов на основе единой учебной платформы, позволяющей интегрировать возможности современных средств сбора, аналитической обработки и визуального представления информации. Подобный подход к оснащению учебных аудиторий позволяет обеспечить быстрый ввод обучаемых в рассматриваемую смоделированную ситуацию, помогает найти ответ на проблемный вопрос в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, способствует приобретению навыков управленческой деятельности в условиях угрозы или возникновения ЧС.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ

  • Организация единой универсальной технологии сбора, обработки, хранения и использования информации;
  • Использование единых стандартов на представление данных в системе;
  • Использование единых стандартов на логические структуры данных;
  • Использование типовых алгоритмов действий сил РСЧС при угрозе и возникновении ЧС мирного и военного времени;
  • Обеспечение возможности децентрализованной передачи и получения информации всеми элементами комплекса;
  • Обеспечение защиты информации от несанкционированных действий, устойчивого функционирования;
  • Построение информационной системы как системы открытого типа;
  • Обеспечение оперативного сбора информации для своевременного и качественного принятия управленческих решений;
  • Оперативный обмен управляющей информацией.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации проекта использованы современные инфокоммуникационные технологии:

  • технологии сопряжения и интеграции платформ других автоматизированных информационных систем (АИУС РСЧС, ЕДДС, ОКСИОН);
  • технологии обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа;
  • интернет-технологии, обеспечивающие допуск к локальной вычислительной сети МЧС России;
  • телекоммуникационные технологии;
  • технологии на основе современных систем управления базами данных. - ГИС-технологии;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс для проведения занятий по обучению и повышению квалификации специалистов РСЧС в области эксплуатации системы защиты от угроз техногенного и природного характера, информирования и оповещения населения на транспорте, включающий:

  • учебную программу;
  • методические рекомендации по организации и проведению занятий;
  • автоматизированные учебные курсы по всем изучаемым дисциплинам.

АВТОМАТИЗИРОВАНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС

Автоматизированный учебный курс (АУК) представляет собой электронные учебники, включающие информационный материал (текст, иллюстрации, трехмерная графика и анимация, интерактивные и анимационные схемы, видеоролики, звуковые файлы), систему вызова дополнительной информации из кадра (гипертекст и активные зоны иллюстраций), систему самопроверки знаний с автоматизированной оценкой и интерактивное меню с навигацией по темам.Также АУК имеет возможность использования страниц электронных учебников в качестве мультимедийных плакатов. Программное обеспечение АУК рассчитано на эксплуатацию в сетевых компьютерных классах.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, РЕАЛИЗОВАННОЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Специальное программное обеспечение АЦО выполняет следующие основные задачи:

  • моделирование 3D-обстановки по заданным сценариям;
  • организация функционирования АЦО в установленных режимах;
  • двумерная картографическая визуализация, позволяющая оператору самостоятельно наносить на картографическую основу опасные объекты, визуализировать результаты расчета
  • интенсивности поражающих факторов и рисков на двумерной цифровой модели местности;
  • трехмерная визуализация, позволяющая визуализировать результаты расчета интенсивности поражающих факторов от угроз техногенного и природного характера, информирования и
  • оповещения населения на транспорте на трехмерной цифровой модели местности;
  • функция графического редактора, с помощью которой возможно планировать действия по организации управления и защиты от угроз техногенного и природного характера,
  • информирования и оповещения населения на транспорте;
  • трехмерная визуализация здания/сооружения в видом от первого лица;
  • оценка правильности действий.

Реализация функций специального программного обеспечения осуществляется следующими программами:

  • программа «Управление пользователями»;
  • программа «Авторизация»;
  • программа «Управление учебными материалами»;
  • программа «Ведение базы данных»;
  • программа «Управление обучением»;
  • программы визуализации;
  • программа «Учет успеваемости»;
  • программа «Управление настройками АЦО».

ТИПОВОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЦЕНТР ОБУЧЕНИЯ

Типовой автоматизированный центр обучения специалистов РСЧС в области эксплуатации систем защиты от угроз техногенного и природного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (автоматизированный центр обучения, АЦО) на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

НАЗНАЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ

Автоматизированный центр обучения (АЦО) предназначен для проведения занятий по обучению и повышению квалификации специалистов РСЧС в области эксплуатации системы защиты от угроз техногенного и природного характера, информирования и оповещения населения на транспорте с целью повышения безопасности объектов транспортной инфраструктуры по следующим направлениям:

  • повышение эффективности планирования мероприятий по защите населения на объектах транспорта с использованием инженерно-технических систем защиты, информирования и оповещения населения;
  • выработка практических навыков получения и оперативной обработки информации от систем защиты объектов транспортной инфраструктуры при возникновении и ликвидации ЧС техногенного и природного характера;
  • использование инженерно-технических систем защиты с целью организации и поддержки принятия решений в ходе управления силами и средствами при ликвидации ЧС техногенного и природного характера на объектах транспорта;
  • организация и проведение спасательных работ с использованием информации, полученной от инженерно-технических систем защиты транспортных объектов.

Основными задачами АЦО специалистов РСЧС в области эксплуатации систем защиты от угроз техногенного и природного характера, информирования и оповещения населения на транспорте являются:

  • отработка соответствия принимаемых органами управления МЧС управленческих решений руководящим и
  • организационным документам;
  • отработка организации
  • взаимодействия с силами РСЧС;
  • отработка организации
  • взаимодействия органов
  • управления и аварийно-спасательных сил РСЧС;
  • отработка управления силами и средствами РСЧС и приданными силами

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЦЕНТРЫ ОБУЧЕНИЯ

Согласно организационно-финансовому плану МЧС России по реализации программы, университет возглавил работу по оснащению учебных центров министерства автоматизированными центрами обучения специалистов РСЧС в области эксплуатации системы защиты от угроз техногенного и природного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

Были оснащены автоматизированными центрами обучения следующие подразделения МЧС России:

  • Санкт-Петербургский учебный центр федеральной противопожарной службы;
  • Учебный центр федеральной противопожарной службы по Новосибирской области;
  • Барнаульский учебный центр федеральной противопожарной службы;
  • Красноярский учебный центр федеральной противопожарной службы;
  • Омский учебный центр федеральной противопожарной службы;
  • Учебный центр федеральной противопожарной службы по Приморскому краю;
  • Сыктывкарский учебный центр федеральной противопожарной службы;
  • Хабаровский учебный центр федеральной противопожарной службы;
  • Учебный центр федеральной противопожарной службы по Кемеровской области.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

  1. Создание высокоэффективной единой всероссийской государственной системы подготовки и переподготовки специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности для всех властных и хозяйствующих структур.
  2. Развитие системы послевузовской подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров для сохранения стабильной преемственности научных школ, обеспечения потребностей МЧС России и отрасли в целом научными кадрами.
  3. Обеспечение эффективности научно-инновационной деятельности. Координация широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований. Сохранение и развитие кадрового потенциала науки,высоких технологий и профессионального образования.